О своём намерении продавать в России полностью электрический автомобиль компания Hyundai официально объявила ещё в январе. Поставки должны были начаться в середине года, а саму машину собирались предлагать по подписке на год, два и даже три. Хотели таким образом снять с клиента все заботы об обслуживании и возможных поломках. Даже дилерскую сеть под продажу и обслуживание электрокаров планировали сделать отдельную!В 2022 году жюри двух крупнейших автомобильных конкурсов были на удивление единодушны: в Европе титул получил электрический Kia EV6, а мировой конкурс WCOTY отдал победу его ближайшему родственнику Hyundai Ioniq 5. Это не первый триумф электрокаров, но такой тотальной победы одной концепции (тем более, корейской) ещё не было. И именно с этой моделью Hyundai планировали первыми из крупных массовых брендов выйти на рынок электрокаров в России.
По форм-фактору Ioniq 5 действительно напоминает хэтчбек — хотя позиционируется как кроссовер. Последнее обстоятельство подчёркивается основательным пластиковым обвесом по периметру, который тянется от бамперов по колёсным аркам через нижние части дверей.
Впрочем, с легковым клиренсом 160 мм и окрашенной нижней частью бампера передняя часть машины всё равно выглядит уязвимой на бездорожье. А внимательный читатель обнаружит в переднем бампере… шторки — они открываются, когда нужно охладить электрические компоненты или батарею. И эти механизмы хочется беречь вдвойне!
Ассоциации с компактным хэтчбеком пропадают, когда заглядываешь в таблицу технических характеристик. Длина кроссовера 4635 мм, ширина — 1890 мм, высота — 1605 мм. Для сравнения: примерно такие же габариты имеет, например, Skoda Kodiaq. А колёсная база у Ioniq 5 вообще огромная — ровно 3 метра!
При такой базе места внутри очень много — особенно у задних пассажиров. Разместиться втроём нетрудно, части дивана сдвигаются и позволяют менять угол наклона спинки, а тоннеля нет в принципе. Правда, нет и каких-то особенных удобств, даже отдельного климат-контроля не предусмотрено. И простые «газетницы» на спинках передних кресел…
В целом салон оставляет ощущение простоты и незатейливости. А примитивные дверные карты из скользкого пластика и без нормальных дверных ручек вообще навевают уныние — неужели это и есть лучший автомобиль года?Багажник? По умолчанию там 531 литр пространства, а при сложенных спинках второго ряда объём увеличивается до 1591 литра. Тот же Kodiaq предлагает минимум на четверть больше, а против Hyundai играет ещё и низкая крыша — размещать крупный негабарит тут неудобно. Спереди под крышкой моторного отсека есть 24-литровый микробагажник, но он едва ли может служить компенсацией — тем более, что там чаще всего будут храниться провода для зарядки, а не дорожный скарб.
Технически Ioniq 5 не повторяет никакой из знакомых нам прежде автомобилей Hyundai. В основе лежит очень современная корпоративная платформа E‑GMP с 800-вольтовой (!) батареей в полу и электромоторами спереди и сзади. Машина поддерживает сверхбыструю зарядку. Если вам удастся найти устройство мощностью 350 кВт, то в теории пополнить запас с 10 до 80% получится всего за 18 минут, а пять минут простоя у розетки позволят проехать лишние 108 километров!
Но это в теории, а на практике в России получится найти (и то не везде и не сразу) лишь зарядку мощностью 50 кВт. С ней заряжаться до 80% придётся 60 минут, а дополнительные 28 км запаса хода появятся примерно за 5 минут. Ну а настенная домашняя станция попроще потребует не меньше шести часов — и то лишь в случае стандартной батареи ёмкостью 58 кВт·ч. А ведь есть ещё машина в версии Long Range с батареей 72 кВт·ч.
Ну а главное отличие топ-версии Limited, помимо 20‑дюймовых дисков, панорамного люка и системы дистанционной парковки, — это функция обратной зарядки мощностью 3,6 кВт. То есть возможность отдавать электричество внешним потребителям, включая другие электрокары. Да-да, это первая машина, от которой можно «прикурить» электромобиль! Хотя на практике такую функцию будут использовать скорее для зарядки гаджетов или электросамокатов.
А ещё на Ioniq 5 в старшей комплектации можно поставить крышу из солнечных панелей — и дополнительно заряжать аккумулятор во время стоянки. Хотя на деле это поможет, наверное, лишь предупредить разряд стандартной 12‑вольтовой батареи, которая поддерживает функционирование бортовой электросети.
Минимальная стоимость Ioniq 5, который обходными путями привез в страну крупный дилер, составляет 7 млн рублей — за машину не в топовой комплектации, но со старшим мотором мощностью 305 л.с. Для сравнительно компактного автомобиля с довольно простой отделкой это много! Даже с учётом того, что это не малоизвестный китайский автомобиль, а автомобиль года крупнейшего бренда. А ведь он может стоить ещё дороже — в зависимости от того, в какой именно момент и по какому курсу дилер произвёл оплату.
Найти покупателя на экзотичный автомобиль по такой цене будет непросто — но ведь покупают же у нас чистокровных «китайцев» с нерусифицированным интерфейсом за суммы больше 10 миллионов! А тем, кому очень понравился Ioniq 5, но кто не готов платить 7 миллионов рублей, можно попробовать подождать — рано или поздно эта модель наверняка доберётся до России более прямыми путями и по более интересным ценам.
А можно и не ждать — а заплатить прямо сейчас за машину, которая носит титул «Всемирный автомобиль года».